О перспективах развития транспортного обеспечения Арктической зоны Российской Федерации в части судостроительной промышленности в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Владимир Никитин.
Работа на континентальном шельфе замерзающих морей Арктики предполагает создание высокотехнологичных и уникальных плавсредств и морских сооружений. При этом необходимо особо выделить две ключевые группы судов и плавучих средств: для обустройства и освоения месторождений и для транспортного обеспечения арктического региона. Поскольку в мире практически не существует судов и морских технических средств для эксплуатации в экстремальных
Осознавая всю важность поставленных задач, ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на протяжении многих лет осуществляет
С учетом новых масштабов задач применительно к созданию эффективных судов и морских сооружений для Арктики, необходима разработка ряда принципиально новых («критических») технологий создания и эксплуатации этой техники. Поэтому
Эти подпрограммы разрабатываются как преемственные по отношению к федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы, которая близится к завершению, поэтому можно подвести некоторые итоги ее реализации.
Вся тематика
Благодаря разработкам, выполненным в рамках данной ФЦП в 2009–2014 годах, обеспечено производство продукции суммарной стоимостью более 400 млрд руб.
Однако реальные масштабные результаты реализации Программы впереди. Сегодня мировой рынок судов в арктическом исполнении весьма скромен. На рынке средств для освоения морских месторождений практически отсутствуют отработанные технические решения и технологии, обеспечивающие надежное и безопасное выполнение работ в суровых условиях Арктики. Все эти задачи как раз решаются в рамках ФЦП.
Отмечу, что создание нового облика конкурентоспособной морской техники невозможно без проведения ОКР и НИР не только общепроектного плана, но и научных исследований и разработок в области прочности, гидродинамики, новых материалов, радиоэлектроники, энергетических установок и движителей. Нужна также разработка соответствующих производственных технологий и технологического оборудования.
Продолжение данных работ запланировано в государственной программе «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы».
Кроме того, по ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы Крыловским Центром в рамках направления «Новый облик» выполнен ряд концептуальных проектов практически по всей номенклатуре судов и объектов морской техники высокого ледового класса, подлежащих практической реализации в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Всего в части конечной продукции отрасли в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» разработано около 90 концептуальных и технических проектов.
По нашим проектам сейчас строится целый ряд ледоколов. Это проект 21900 М — заказ на строительство трех
Мы проводили целый ряд исследовательских и проектных работ по новому атомному ледоколу типа
Принимая во внимание прогнозируемого увеличения грузопотока на Северном морском пути ив Арктике, сейчас мы занимаемся разработкой проекта атомного
Кроме того, создан эскизный проект многофункционального атомного ледокола оффшорного типа. В основе проекта лежит концепция
Буквально недавно к нам на ледовые испытания приезжала большая делегация из ФГУП «Атомфлот» и они еще раз обозначили необходимость продолжения работ по разработке этих проектов. Спрос на новую ледокольную технику есть и здесь очень важно обеспечить непрерывный процесс создания такой техники под новые требования рынка. По моему мнению, необходимо уже в 2016 году приступить к разработке ледоколов нового поколения, с тем чтобы обеспечить готовность к строительству этих востребованных проектов к этапу завершения строительства серии атомных ледоколов
Еще один проект из разработанных Крыловским центром, который хотел бы упомянуть — уникальный мелкосидящий ледокол Icebreaker6, способный при осадке 3 м преодолевать ледовое поле до 1.0–1.5 м. Он может быть востребован как в мелководных районах Арктики, так и замерзающих бассейнах Азовского и Каспийского морей.
По транспортным судам ледового плавания основной акцент был сделан на проработке тех типов, которые являются новыми для нашей промышленности. Это, в первую очередь, крупнотоннажные газовозы СПГ высоких ледовых категорий. Также Крыловским Центром проработаны
Большой объем работ выполнен Крыловским Центром по технике и судам для геофизических исследований.
Средства разведочного бурения также рассмотрены широко — применительно к условиям как мелководья, так и глубокой воды. Основной акцент в разработке средств и технологий разведочного бурения, как, впрочем, и для геофизических судов, — максимально возможное продление эксплуатационного периода в условиях короткой летней навигации.
Отдельно хотел бы сказать о разработанном Крыловским центром концептуальном проекте морского бурового судна высокого ледового класса Arc7 для эффективного выполнения
Большое количество концептуальных проектов выполнено по судам технического, обслуживающего и
Актуальным остается вопрос очистки арктических вод от затопленных военных радиоактивных объектов. Крыловский центр активно занимается решением и этой проблемы.
Оригинал статьи размещен на сайте PortNews